Мифы народов мира
© И. Рак, насл., 2018
© М. Тарловский, 2018
©Л. Яхнин, насл., 2018
©ООО «Издательство „Стрекоза“», 2018
Мифы и легенды Древнего Египта
(главы из книги И. Рака «Мифы и легенды Древнего Египта»)
Испокон века люди задавали себе, казалось бы, простой, а по существу основной, самый важный вопрос — откуда взялось все, что окружает нас? Как появились горы, леса, реки, деревья, звери, птицы, рыбы? Что такое небо и какова наша Земля?
И, наконец, кто создал этот мир?
Каждый народ создавал свои легенды, мифы, сказания. Создавались и в Древнем Египте мифы, повествующие о сотворении мира. Вначале древние египтяне наделяли божественной силой все вокруг. Первые божества не имели ни облика, ни имени. Они воплощались в камнях, деревьях, зверях, птицах.
Потом богами могли становиться бык и корова, шакал и сокол. Особенно почиталась птица ибис. Прилет ибиса совпадал с широким разливом Нила, питавшего водой и жирным илом поля, что обещало богатый урожай, а значит, благополучие.
Однако постепенно складывались мифы, легенды, сказания, в которых боги уже обретали и обличье, и биографию, и даже черты характера, отличающие их одного от другого. И все же оставалась тесная связь бога и посвященного ему животного. Так появились бог-бык и богиня-корова, бог с головой барана и богиня-львица, бог-сокол и, естественно, бог-ибис.
Люди приписывали воле богов свои сокровенные желания. Поэтому в соответствии с главным устремлением человека смысл деяний богов заключался в установлении мирового порядка, благородного равновесия и способности избежать хаоса и уничтожения мира силами зла.
Путешествие солнечной ладьи
С тех пор как Ра, могущественный властелин богов, вознесся на небо, в мире все изменилось. Ра уже не летал, как прежде, над землей и не ночевал в священном лотосе. Но, несмотря на это, солнце все так же сияло днем, гасло вечером и вновь вспыхивало утром. Боги — Ра и его свита — теперь перевозили солнечный диск в ладье. Эта ладья называлась Ладьей Вечности. [1]
Днем она плыла по небесному океану с востока на запад, и солнце освещало землю. Обратный же путь — с запада на восток — ладья проделывала ночью: она плыла под землей через загробный мир, и солнце дарило тепло своих лучей мумиям, лежащим в саркофагах. На рассвете ладья через пещеру в восточных скалах вновь выплывала на небосвод, и все повторялось сызнова — изо дня в день, из года в год, из столетия в столетие.
Много опасностей подстерегало богов, плывущих в Ладье Вечности, много удивительных приключений переживали они во время путешествия. Вот как проходило это путешествие.
Гребцы взмахнули веслами. Ладья Вечности выплыла из пещеры на небо и легко заскользила ввысь, вспенивая острым носом воду небесного океана.
Ра, как и полагалось этому великому богу, восседал в шатре на украшенном искусной резьбой золоченом троне. У трона была расстелена камышовая циновка, на которой, скрестив ноги, сидел бог-писец Тот. На коленях Тот держал развернутый папирусный свиток, а по правую руку бога находились приспособления для письма — дощечка с красками и несколько тростинок.
Посреди ладьи, разливая вокруг себя сияние, лежало солнце.
Вся свита владыки была здесь. На носу ладьи, гордо развернув плечи и вскинув головы, стояли Maáт и Хатхор. Головной убор Маат украшало пушистое перо. Это перо считалось символом справедливости. Ведь Маат была богиней справедливых законов и мудрого миропорядка, которому подчинялись все явления природы — и разливы Нила, и смена времен года, и движение созвездий на небесах. Зорко глядя вперед, Маат следила за соблюдением законов. В этом ей помогала Хатхор. Завидев на пути ладьи врагов, она тут же превращала их в пепел лучами своего урея.
Возле трона стоял, держа копье, сын Ра, бесстрашный Гор Бехдетский, готовый в любой момент по приказу отца ринуться в бой и сокрушить злых демонов.
Но небо было чистым. Не хмурились у горизонта тучи, нигде даже не было видно ни единого облачка. «Сегодня плавание будет спокойным, — подумал Ра. — Все исчадия зла — крокодилы, змеи и гиппопотамы — попрятались в пучину Нила. Там они залечивают раны после вчерашней битвы».
Ра вспомнил бой, который пришлось выдержать богам вчера. Сражение выдалось на редкость долгим и кровопролитным. Крокодилы, гиппопотамы и ползучие ядовитые гады застали богов, находившихся в ладье, врасплох. Они подкараулили ладью у самой пещеры и, едва только она выплыла на небо, кинулись на нее со всех сторон и вцепились в борта, стремясь перевернуть. Один из крокодилов разинул пасть и хотел уже было проглотить солнце. Если бы ему это удалось, наступило бы солнечное затмение. Но Гор Бехдетский пронзил копьем зубастое страшилище.
И все-таки армия злых демонов была слишком многочисленна. Вскоре они начали одолевать богов. Поэтому на земле разгулялось ненастье: выл-бушевал ураган, кудлатые тучи затянули небо и метали молнии.
Исход сражения решился только под вечер. Демоны раскачали ладью, кое-где прогрызли зубами днище, так что в пробоины стала затекать вода, но боги, собравшись с силами, возобновили бой — и вражьи ряды дрогнули. Истекая кровью, ползучие твари отступили и попрятались под водой. Только это и спасло их от расправы. В Та-Кемете снова установилась ясная погода.
Глубоко задумавшись, Ра сам не заметил, как ладья подплыла к зениту, миновала его и повернула вниз, к западным горам. Гребцы перевели дыхание. Кормчий пошевелил веслом и немного развернул ладью.
Впереди в предзакатном мареве чернел силуэт западного горного хребта. За кормой остались города, селения, храмы, луга с пасущимися стадами и полноводный Нил. Внизу была пустыня.
Увидев приближающуюся ладью, священные горные павианы запели приветственный гимн.
Ладья подплыла к каменным вратам и остановилась.
Из пещеры, сверкая глазами, выполз огнедышащий змей, по имени Страж Пустыни. За ним следовали бог Нехебкау, имеющий человеческое туловище и змеиную голову, и бог-волк Упуаут. Это были привратники. Они охраняли вход в загробный мир.
Нехебкау и Упуаут взошли на ладью и присоединились к свите Ра, чтобы сопровождать солнечного бога во время ночного плавания.
Та часть Нила, что протекает под землей, разделена двенадцатью вратами на двенадцать участков, и каждый участок Ладья Вечности должна проплыть строго в определенный час. Все